Все, что надо знать о надежности и «болячках» электромобилей BYD

Все, что надо знать о надежности и «болячках» электромобилей BYD

Модели марки BYD — в числе наиболее популярных китайских электромобилей в нашей стране, особенно в ценовом сегменте до $25 тыс. Их охотно покупают и частники, и таксопарки. Некоторые автомобили эксплуатируются в Беларуси несколько лет и уже имеют пробеги далеко за 100 тыс. км, что позволяет делать выводы об их надежности и ремонтопригодности. Специалисты MarsCars могут рассказать про электромобили BYD достаточно много.

Сегодня мы будем говорить преимущественно про Dolphin, Yuan Up и Song Plus — это самые популярные на данный момент модели BYD у белорусов. Но будут упоминаться и другие автомобили марки.

Кузов лучше защищать

Пора переходить к разговору о конструктивных особенностях автомобилей марки BYD. Начнем с кузова. У всех рассматриваемых моделей он оцинкован. Но ЛКП довольно нежное — что на Dolphin, что на Song Plus.

ТО электромобилей BYD MarsCars

— Толщина покрытия пляшет от 120 до 80, местами 70 микрон, а на дверных проемах — и того меньше. Неоднократно измеряли машины толщиномером, так что хорошо знаем эти цифры, — говорит Александр.

Он уточняет, что снизу ЛКП обычно тоньше, а сверху — толще, что даже странно: почему не наоборот? Ведь нижней части кузова от мелких камней и пескоструя, по идее, достается сильнее.

— Рекомендуем обклеивать защитной пленкой хотя бы зоны риска — передние стойки, зону погрузки рядом с багажником, торцы дверей, передние кромки крыши и капота.

ТО электромобилей BYD MarsCars

В случае Song Plus стоит установить специальные пластиковые проставки в районе задних дверей. Как показал опыт, родных резинок для уплотнения этих зон недостаточно, и когда открываешь двери, довольно большое пространство покрывается грязью и песком, — обращает внимание специалист.

Дополнительный антикор тоже не помешает. По заводу неплохо обработана задняя часть кузова, а вот передняя, в том числе арки и места в районе передних амортизаторов, — хуже. И там есть вероятность того, что будет забиваться грязь, а зимой — реагенты.

— Я видел один ржавый в круг Dolphin, но это машина, которая была бита и плохо восстановлена. А так даже активно эксплуатируемые автомобили от ржавчины сильно не страдают. Но надо учитывать, что эти машины появились у нас сравнительно недавно, за ними еще нужно понаблюдать пару лет, чтобы делать какие-то более основательные выводы, — добавляет эксперт.

Стекла у автомобилей крепкие. Александр припоминает, что была пара разбитых лобовиков, но там и «прилеты» были хорошие. А вот спонтанно лопавшихся панорамных крыш или просто так рассыпавшихся стекол не было.

ТО электромобилей BYD MarsCars

Защита моторного отсека у машин пластиковая, но этого достаточно — у «электричек» ведь нет свисающего масляного поддона двигателя или «автомата», внизу расположены редуктор и проводка.

— Некоторые клиенты заказывают в Китае защиту из алюминий-магниевого сплава, — отмечает Александр. — Она хорошая, качественная, но стоит дорого. Смысл брать такую есть, если понимаешь, что будешь ездить по плохим дорогам.

ТО электромобилей BYD MarsCars

Что касается подкапотного пространства, то автомобили хоть и сложные, но сделаны грамотно. Доступ ко многим деталям и узлам удобный, их можно демонтировать без съема бампера. Разве что у Dolphin более плотная полукапотная компоновка — без разбора передней части кузова некоторые операции просто не выполнишь.

Song Plus и Yuan Up в этом отношении получше будут. У этих моделей в моторном отсеке достаточно просторно, чтобы обустроить дополнительный багажник, но штатно он не предлагается, приходится докупать примерно за 300 рублей.

ТО электромобилей BYD MarsCars

И несколько слов про салон:

— Материалы довольно маркие и достаточно хорошо впитывают грязь. Они требуют регулярного ухода. Но не рвутся и не мнутся. Рули на Dolphin у таксистов стираются в ноль — факт. Но у Song Plus такой проблемы не отмечено.

Электрооборудование надежно, но есть нюансы

Александр утверждает, что ни разу не возникало вопросов о том, чтобы дополнительно герметизировать разъемы силовых проводов, расположенные под днищем или под капотом.

— Китайцы к вопросам безопасности все же относятся серьезно. А необходимость герметизации связана не столько с риском окисления контактов, сколько с тем, что приходится иметь дело с высоким напряжением, которое несет риск для жизни и здоровья. Так что все там продумано хорошо, — уверяет специалист. — В каждом разъеме есть HVIL — слаботочный провод, который нужен для контроля высоковольтной части. Разъем может плохо открываться — потому что снаружи весь облеплен грязью. Но внутри будет идеально чисто. В этом мы неоднократно убеждались.

ТО электромобилей BYD MarsCars

Обычные разъемы также беспроблемные, равно как и различные датчики, электромоторы, переключатели и прочее. Хотя без исключений не обходится.

— Один таксопарк закупил электромобили Е2. На трех машинах из 17 начали гаснуть экраны. Оказалось, что по какой-то причине блок мультимедиа был собран неправильно, точнее не были довинчены болты. В итоге внутрь попал конденсат, что вызвало окисление платы, — вспоминает сервисмен.

ТО электромобилей BYD MarsCars

— К слову, у автомобилей BYD микроэлектроника не имеет серьезного запаса прочности. Все собрано надежно, но выполнено «нежно». Платы очень тонкие, межслойные дорожки тоже. Перегревов, неаккуратных действий при работе они боятся. Если работаешь с этой техникой, например впаиваешь слот для сим-карты, риск повредить что-то в целом выше, чем в случае с другими марками. Но при штатной эксплуатации проблем нет, — подытоживает собеседник.

Вопросы адаптации

На недорогих моделях BYD используется открытый Android, так что с установкой сторонних приложений проблем нет, это при определенной сноровке может сделать даже сам владелец. А вот, скажем, на Song L уже используется шифрование.

ТО электромобилей BYD MarsCars

— Многие владельцы Song Plus обрадовались, когда появилась возможность отображать картинку навигатора на приборной панели. В остальном востребованы базовые вещи — навигация, интернет-радио, — говорит Александр.

Большой плюс мультимедийной системы — сразу доступен английский язык. Тем не менее востребована и русификация, которая обойдется примерно в 600-1200 рублей. Тут зависит от модели, а также от года выпуска, так как перепрошивать более свежие автомобили становится сложнее.

Слетает ли русификация при обновлении системы?

— Русификация BYD — это фактически ручной перевод текста в ПО конкретной версии, поэтому да, при обновлении машины мы заново получаем «заводской» язык, — подтверждает эксперт.

Мобильный интернет обеспечить не так уж сложно, если это делает квалифицированный специалист. Чаще всего либо выпаивается, либо отключается физическим путем родная e-sim и впаивается выносной слот (он выводится в бардачок, чтобы при необходимости карту было легко поменять). В среднем цена вопроса — 600-700 рублей практически для любой модели марки. Но не проще ли просто вставить в USB-розетку 3G-модем и раздавать мобильный интернет с него?

ТО электромобилей BYD MarsCars

— Мое мнение, что нет. Вариант с установкой слота под сим-карту работает практически как заводской, — утверждает собеседник. — У автомобиля большая антенна, качество принимаемого сигнала будет выше, чем у 3G-модема, — соответственно, и скорость выше. А еще 3G-модем будет подключаться не так быстро, как сим-карта, которая всегда в сети. К тому же это Wi-Fi: подключится соединение автоматом или нет — тут как пойдет. Некоторых устраивает, но по удобству и качеству связи, я считаю, установка сим-карты лучше.

Правда, на автомобилях 2025 года бывает, что нештатная (белорусская) сим-карта не всегда «просыпается». В таких случаях, чтобы ее запустить, надо перезагрузить систему. Думаю, этот баг как пришел, так с очередным обновлением и уйдет.

Многие модели BYD обновления по воздуху не ловят, их нужно «заливать» через диагностическое оборудование. По мнению сервисмена, смысла устанавливать все мелкие пакеты нет, тем более что вместе с улучшениями можно получить и серые программы. Другое дело — крупные обновления, когда оптимизирован софт и становятся доступны новые функции.

Батарея на 12 вольт

— У большинства электромобилей это самое слабое место, — признает Александр. — Причем проблема не в батарее как таковой, а в логике работы самой машины. Иначе говоря, в сыром ПО.

Батарея на 12 вольт в «электричке» нужна для того, чтобы во время «сна» машины работала часть систем с низким энергопотреблением, которые есть и в обычном автомобиле. Например, иммобилайзер и сигнализация. Аккумулятор же часто разряжается из-за того, что какие-то другие системы не переходят в режим сна или же тяговая батарея не вступает в дело, когда это нужно.

ТО электромобилей BYD MarsCars

— В случае с моделями BYD важно, чтобы в радиусе 15 метров не было ключа, — отмечает специалист. — Например, у вас частный дом, машина стоит во дворе или гараже, а ключ где-то недалеко в доме. На таком расстоянии при определенных условиях автомобиль может «увидеть» ключ и начать подготовку к запуску. И в этом случае может подсаживаться аккумулятор. Уезжаете надолго — убирайте ключ подальше от машины.

А вот проблема, которая может случиться с электромобилями практически любой марки и связана как раз с недоработкой ПО:

— Когда вы открываете автомобиль, максимум через 40 секунд должна подключаться высоковольтная батарея, которая будет питать бортовую систему. Иногда этого не происходит. Скажем, какой-то датчик не опросился, машина перезапускает self-test, и так несколько раз. Все это время работающие потребители разряжают 12-вольтовую батарею, которая на самом деле не очень большой емкости, потому что в электромобиле это не нужно. На примере других марок скажу, что ток потребления может превышать 50 ампер, так что высадить небольшой аккумулятор очень легко.

— Есть еще один фактор, который влияет на ресурс таких аккумуляторов. Это сроки доставки машин из Китая. Пока их везут, батарея может сильно разряжаться, что также оборачивается преждевременным выходом ее из строя, — объясняет собеседник.

На некоторых электромобилях премиальных марок 12-вольтовая батарея может быть уже литий-ионной с собственной BMS-платой, и ее уже нужно отдельно прописывать. Но на массовых моделях BYD применяется AGM-аккумулятор или вовсе кислотная АКБ, которая просто меняется.

240 000 км в такси

Еще одно отступление. На станцию пригнали двухлетний Dolphin с пробегом 240 тыс. км. Автомобиль работает в качестве такси, поэтому практически никогда не стоит, кроме как во время зарядки. Эксплуатация сверхактивная. И как она сказалась на технике?

ТО электромобилей BYD MarsCars

— Мы общались с владельцем автопарка, и он сказал, что ни разу не пожалел о том, что закупил эти машины, потому что они себя давно отбили и приносят прибыль. И, что немаловажно, не доставляют головной боли, — говорит Александр. — В этом конкретном автомобиле обслуживалась подвеска, менялись стойки стабилизатора, шаровые опоры. А на другой машине из этого же таксопарка мы ставили новый передний ступичный подшипник. Несколько раз здесь менялись колодки (неудобно таксистам постоянно на рекуперации ездить, да и клиентов иногда укачивает). По силовой установке проблем не было никогда.

ТО электромобилей BYD MarsCars

Однако сейчас батарея этого Dolphin требует обслуживания.

— Здесь уже 0,2 вольта разбалансировки между ячейками, это очень много. К примеру, Tesla с такой разбалансировкой не поедет, — поясняет специалист. — В случае с BYD всегда мониторим не только балансировку, но еще и рассчитанную текущую емкость каждой ячейки. При этом даже если батарея разбалансирована, емкость ячеек в АКБ этого производителя — одна к одной: такого, чтобы одни ячейки износились больше, чем другие, нет.

ТО электромобилей BYD MarsCars

Для балансировки батареи требуется ее снятие с автомобиля и съем верхней части. Мы видим, что штатный балансир не справился, поэтому балансировку надо сделать вручную при помощи специального оборудования.

Что ж, самое время поговорить про высоковольтный аккумулятор.

Самая дорогая деталь

— В рассматриваемых моделях BYD применяются литий-железо-фосфатные батареи. В сравнении с литий-ионными аккумуляторами у них меньше удельная емкость на ячейку, но при этом гораздо лучше износостойкость в неидеальных условиях, в частности в низкотемпературных режимах эксплуатации, — утверждает Александр. — Такие батареи больше прощают охлаждение и нагрев.

В остальном все зависит от качества ПО, исполнения управляющей платы BMS и балансиров. Это очень важно. Нельзя рассматривать в вакууме просто ячейки и оценивать химический состав. Это не так важно, как то, что этими ячейками управляет.

ТО электромобилей BYD MarsCars

Вообще, у BYD — одни из самых лучших батарей как по износостойкости, так и по показателям (запас хода и прочее). То же касается и BMS-плат. По очевидной причине: это ведущий производитель аккумуляторов.

— Некоторые владельцы BYD говорят, что время от времени надо заряжаться до 100% на медленной зарядке — чтобы отбалансировалась батарея.

— Да, на самом деле в какой-то момент может появиться надпись о том, что надо зарядиться до 100%. Но не нужно переживать: инженерам компании виднее. Если машина требует каких-то дополнительных мер, она выдаст сообщение об этом. В ПО есть такой алгоритм. Но при каких условиях он сработает, сказать сложно. Ну и в любом случае мы не имеем возможности зарядить батарею до реальных 100%, всегда есть определенный запас.

В случае с BYD используются достаточно хорошие балансиры, но им все равно нужно время, чтобы выровнять ячейки. Думаю, потому и рекомендуют в таких случаях медленную зарядку, чтобы успела осуществиться балансировка.

Специалист отмечает, что риск попасть на ремонт АКБ такой же, как и в случае с любой другой маркой: он есть, но очень невысок. То же и с повреждениями:

— Был Song Plus, который «надели» на вилочный погрузчик, но батарею не пробило, только внешний щит порвало.

— Кстати, на Yuan Up аккумулятор уже неразборный. Он собран на манер консервной банки. Сверху на нем имеется плита из нержавеющей стали, которая пролита толстым слоем застывшего герметика. Просто так, без повреждения, ее не снять, — уверяет собеседник. При этом он вспоминает, что был случай, когда эту самую «банку» пришлось вскрывать на новом автомобиле. Но это — редчайший случай.

— Да, бывало, отклеивались датчики температуры батарей. Но это проблема не самого оборудования, а его монтажа. Сказать, что такие случаи носят массовый характер, не могу, они буквально единичные, — добавляет сервисмен.

Тепловой насос, кондиционер и система терморегуляции батареи

Да, в электромобилях все это обычно взаимосвязано, что имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

— Неплохая конструкция, но уже есть один кейс с проблемой на Yuan Up. Пока еще не выяснили, в чем дело. Скорее всего, это связано с залипанием одного из клапанов теплового насоса. Проблема диагностируется довольно сложно, — замечает Александр.

ТО электромобилей BYD MarsCars

Система кондиционера и тепловой насос — абсолютно взаимозависимые системы, работающие в обе стороны. Именно поэтому проблемы могут начинаться после того, как владельцы электромобилей обращались на обычные станции по заправке кондиционеров.

— Бывают случаи, когда после дозаправки кондиционера на обычной станции машина приезжает к нам вся в масле. Не умея работать с тепловыми насосами, перезаправить систему довольно проблемно. У нас это занимает 2-2,5 часа. Оборудование то же, но процедура чуть отличается. Больше разветвлений, больше в базовом состоянии закрытых клапанов, так что просто так фреон не спустишь. И вакуумизация системы за счет ее немалого объема тоже занимает больше времени, чем в случае с обычными кондиционерами, — около 30 минут, — объясняет специалист.

ТО электромобилей BYD MarsCars

При этом стоимость дозаправки довольно гуманная — 65 рублей.

По мнению собеседника, сетка перед радиатором — это палка о двух концах. С одной стороны, она защищает радиатор от повреждений, с другой же, если ее сечение малое, это сказывается на потоке воздуха, поступающего к радиатору, что уже плохо для системы охлаждения батареи и инвертора — она здесь жидкостного типа. Замена антифриза рекомендована раз в 60 тыс. км.

Что ими движет

— Как и в большинстве электромобилей, электродвигатель — в числе самых надежных агрегатов. Быстрее умрет инвертор или редуктор. Это простейший узел, если в нем нет инженерных просчетов, — говорит Александр. По его словам, инверторы также проблем не доставляют. И вообще, все, что касается электрической части, поводов для критики не дает.

ТО электромобилей BYD MarsCars

С трансмиссией чуть сложнее:

— Механическая коробка не подвержена таким нагрузкам, каким подвержен редуктор электромобиля, которому приходится «переваривать» высокий крутящий момент. Плюс залитое на заводе масло за первые несколько тысяч километров собирает весь абразив — то, что осталось после мехобработки деталей. Получившаяся субстанция не убивает шестерни, но выводит из строя подшипники. Это к слову о том, надо ли менять масло в редукторе.

ТО электромобилей BYD MarsCars

Здесь наши рекомендации сильно разнятся с заводом. Мы рекомендуем производить замену масла в редукторах BYD после обкатки (4-5 тыс. км), повторно на 14-15 тыс. км пробега и далее раз в 40 тыс. на протяжении всей дальнейшей эксплуатации.

При этом специалист отмечает, что в случае с BYD «мусора» в сливаемом масле обычно немного, что свидетельствует о хорошем качестве обработки деталей. К тому же в Song Plus есть и масляный фильтр, и электрический масляный насос. И то, и другое должно положительно сказаться на ресурсе узла. Правда, на станции уже столкнулись со случаем, когда на одном автомобиле «завыл» насос. И еще одно наблюдение: на Song Plus 2024 года были некачественно обработаны привалочные плоскости редуктора, что оборачивалось течами масла.

— Был случай, когда редуктор на Dolphin «кончился» при пробеге 50 тыс. км. Масло в нем имелось, но оценить его количество было невозможно. Подшипники начали гудеть, но это такси, водители продолжали работать, и машина приехала к нам уже тогда, когда стало невыносимо. Один подшипник успел рассыпаться и гулял по шестерням редуктора, другой был в клине. Либо недостаточный уровень масла, либо его качество, — предполагает собеседник.

Ходовая часть

— На E2, Dolphin, Yuan Up, Song Plus, Seal 2024 года к пробегу 10-15 тыс. км требовали замены стойки стабилизатора поперечной устойчивости. Мы даже не заказывали их из Китая, а подбирали здесь аналоги от японских машин. Например, стойки стабилизатора на Song Plus прекрасно подходят от Toyota Camry 80, а шаровые для этой же модели — от Toyota Highlander, но с некоторыми доработками. Есть автомобили, которые после этого проехали 50 тыс. км, и эти детали все еще ходят, — рассказывает Александр.

ТО электромобилей BYD MarsCars

К слову, родные шаровые опоры не очень долговечны — этим отметились Dolphin и Song Plus. Они, кстати, съемные, причем на болтах, а не на заклепках.

По словам специалиста, Song Plus 2025 года стали надежнее по части подвески, по другим моделям статистика пока собирается. Но вообще создается впечатление, что в 2024-м был «провал» по качеству деталей подвески. Например, на нескольких седанах Seal отмечены проблемы с амортизаторами: искривлялся шток, возникали посторонние звуки.

ТО электромобилей BYD MarsCars

Что касается тормозов, то проблем они не доставляют. Но здесь важно, чтобы они периодически работали: как и любой механизм, тормозная система не любит бездействия.

— Мы каждого клиента просим хотя бы раз в месяц ставить рекуперацию на минимум — в автомобилях BYD ее нельзя отключать. Ни разу пока, кроме одной машины, не было жалоб на состояние тормозной системы, — заверил собеседник.

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка, Onliner.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Каталог компаний

  • Автосалон Silver Auto
    г. Минск, ул. Домбровская, 10
  • ЭкоЭн Установка зарядных станций
    г. Минск, ул. Притыцкого, 62, корп. 13
  • Акватехника Зарядные устройства для электромобилей
    г. Минск, Долгиновский тракт, 50, пом. 1Н
  • AUTOCAPITAL BYDmotors
    г. Минск, пр. Победителей, 108
  • Тавита Wuling
    Гродненский р-н, д. Новая Гожа, 8