8 апреля в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция «Новые подходы к созданию стимулов для развития зарядной инфраструктуры в Беларуси». На ней были озвучены основные тенденции дальнейшей электрификации в стране.
В Беларуси за 2024 год количество электромобилей увеличилось на 14 тыс. единиц (с 9 до 23 тыс.). За три месяца 2025-го число электрокаров в республике выросло ещё на 5,3 тыс. (это почти в три раза больше, чем за аналогичный период 2024-го). Текущая динамика уже позволяет прогнозировать к концу года 48 тыс. «электричек» в стране.

По подсчётам аналитиков, электромобили при полном замещении автотранспорта в Беларуси могут потреблять 24 млрд кВт⋅ч в год, что сопоставимо с мощностью всей БелАЭС. К 2030 году прогнозируют 300 тыс. электрокаров на дорогах республики, а уровень потребления вырастет до 1,5 млрд кВт⋅ч в год.
Рост популярности «зелёного» транспорта связывают с существующими мерами господдержки.
— Во-первых, это льготы, преференции. Речь идёт об освобождении от «ввозного» НДС и НДС с оборотов, инвестиционном вычете и отсутствии платы за пользование коммунальными парковками. Во-вторых, установлены нулевая таможенная пошлина (по 31 декабря 2025 года. — Прим. автора) и на сегодняшний день символический размер утильсбора, а также есть возможность двигаться по выделенным для общественного транспорта полосам, — отметил начальник управления базовых отраслей промышленности Министерства экономики Юрий Иванов.

В рамках Указа № 92 «О стимулировании использования электромобилей» в Беларуси создана уникальная законодательная база для повсеместного стимулирования использования электромобилей и развития зарядной инфраструктуры. Документ обещают актуализировать (большинство существующих мер поддержки сохранится), но пока идёт этап согласований, никаких подробностей не раскрывают.
Также к маю в Беларуси обещают запустить Государственный портал установки зарядных станций, разработанный Министерством экономики совместно с государственным оператором зарядной инфраструктуры. Он поможет разрешить трудности, с которыми сталкиваются желающие установить ЭЗС (длительные согласования, сложности с разработкой проекта).
Портал предоставит крупным инвесторам, малому и среднему бизнесу инструмент для быстрой и простой установки зарядных станций под ключ. Бизнес избавят от необходимости решать сложные технические и административные вопросы, связанные с установкой ЭЗС. В базе будут присутствовать сертифицированные подрядчики.

При желании заказчик может пройти весь путь самостоятельно, используя подробную дорожную карту установки зарядных станций и шаблоны писем и документов, необходимых для всего процесса.
По словам Юрия Иванова, сеть зарядных станций для электромобилей в стране насчитывает 1 400 единиц, 51% из них принадлежит государственному оператору «Белоруснефть» (бренд Malanka). Количество и мощность ЭЗС будет расти, сейчас речь идет о зарядных станциях мощностью 125-175 кВт, которые расположены в местах с фиксируемо большим оборотом электромобилей. Но также появится больше «медленных» зарядок, которые устанавливаются в городских кварталах, на парковках и у мест проведения досуга. По оценкам экспертов, по мере насыщения городов электромобилями к 2030 году «медленные» зарядки займут не менее 30% рынка.
Читать полностью на av.by