Существует несколько основных типов зарядных портов для электромобилей, которые можно разделить на две категории: зарядка переменным током (AC) и зарядка постоянным током (DC). Порты различаются конструкцией, поддерживаемой мощностью и региональным распространением. Рассмотрим основные стандарты, их характеристики и перспективы.
Зарядка переменным током (AC):
- Type 1 (SAE J1772)

Регион: Северная Америка, Япония, некоторые старые европейские модели.
Тип: Однофазный.
5-контактный разъем.
Макс. мощность: 7,4 кВт (32 А, 230 В).
Перспективы:
Устаревающий стандарт, вытесняется CCS и NACS.
Из существующих электромобилей используется в Nissan Leaf (1-е поколение), Chevrolet Spark EV, Ford Focus Electric, Fiat 500e, Kia e-Soul (1-е поколение), Mitsubishi i-MiEV и ряде устаревших PHEV моделей.
- Type 2 (Mennekes, IEC 62196)

Регион: Европа, Австралия, некоторые азиатские рынки.
Тип: Трехфазный (поддерживает и однофазную зарядку).
7-контактный разъем.
Макс. мощность: 22 кВт (32 А, 380 В, 3-фазный) – большинство машин ограничено 7,4-11 кВт.
Особенности:
Основной стандарт для зарядки переменным током в Европе.
Используется в Tesla (с адаптером для Supercharger).
Перспективы: Останется доминирующим для AC-зарядки в ЕС в составе комбинированного порта CCS2.
- GB/T AC

Регион: Китай, частично Беларусь и Россия
Тип: Однофазный (поддерживает трехфазный ток).
5-контактный разъем.
Визуально похож на Type 2, но имеет другой порядок контактов.
Макс. мощность: до 22 кВт (редко), в большинстве случаев – 6,6 кВт (32 А, 230 В)
Особенности:
Используется во всех электромобилях в Китае.
Используется Tesla в КНР (локальная адаптация выпускаемых в Китае моделей).
Перспективы: Основной стандарт для зарядки переменным током в Китае, распространяется в Беларуси и России.
Зарядка постоянным током (DC):
- CHAdeMO

Устаревший разъем японского стандарта для быстрой зарядки постоянным током. Стандарт разработан некоммерческой ассоциацией, основанной крупнейшими японскими корпорациями: Tokyo Electric Power Company (TEPCO), Nissan, Mitsubishi и Fuji Heavy Industries.
Регион: Япония, частично Европа и США (заменяется другими стандартами).
Тип: зарядка постоянным током.
10-контактный разъем
Макс. мощность: Версия 1: 500 В, до 62,5 кВт, версия 1.2: 500 В, до 200 кВт, версия 2.0: 1000 В, до 400 кВт.
Особенности:
Громоздкий разъем.
Популярность в России и Беларуси объясняется большим количеством подержанных электромобилей Nissan Leaf.
Перспективы:
В Европе вытеснен CCS2, в США — NACS.
Остается в основном стандартом для японских электромобилей: снятые с производства Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV и Outlander PHEV, корейские Kia e-Soul 1-го поколения, японские версии Toyota bZ4X и Subaru Solterra.
Япония пока сохраняет CHAdeMO, но к 2026–2030 годам возможен переход на CCS или NACS.
- CCS Combo 1 (CCS1)

(Combined Charging System — система, позволяющая использовать как AC, так и DC зарядку через один комбинированный разъем)
Регион: Северная Америка, Южная Корея.
Тип: Комбинированный разъем (Type 1 + два DC-контакта).
Макс. мощность: до 350 кВт (на практике чаще 50–200 кВт).
Перспективы: До недавнего времени был основным стандартом для быстрой зарядки в США, но вытесняется NACS от Tesla.
- CCS Combo 2 (CCS2)

Регион: Европа, частично Азия и Австралия.
Тип: Комбинированный разъем (Type 2 + два DC-контакта).
Макс. мощность: до 350 кВт и выше (в Беларуси чаще 50–120 кВт).
Особенности и перспективы:
Основной стандарт для быстрой зарядки всех электромобилей для европейского рынка, в том числе и китайских брендов. Tesla в Европе продвигает свой стандарт NACS.
В Беларуси все DC-станций оборудованы разъемами CCS2 и китайским GB/T DC.
- GB/T DC

Регион: Китай, Беларусь, Россия.
Тип: Отдельный разъем для быстрой зарядки.
Макс. мощность: до 900 кВт (в перспективе).
Топовые модели (от NIO, BYD, Xpeng, Zeekr) уже поддерживают зарядку мощностью 200–500 кВт; модели среднего класса: Geely E5 (EX5) — до 80 кВт, BYD Yuan Plus — до 150 кВт; бюджетные модели: BYD Seagull — 40–60 кВт, BYD Dolphin — 60–80 кВт, Geely Star Wish — до 100 кВт.
Особенности:
Основной стандарт быстрой зарядки для всех электромобилей в Китае.
Используется Tesla в КНР (для Model 3 и Model Y, выпускаемых в Китае для местного рынка).
Перспективы: Доминирует в Китае, получил широкое распространение в Беларуси и России в связи с большим количеством «серых» китайских электромобилей на этих рынках.
- NACS (North American Charging Standard от Tesla)

Регион: Северная Америка, распространяется в Европе.
Тип: Компактный разъем (поддерживает AC и DC-зарядку).
Макс. мощность:
AC: 11,5 кВт (48 А, 240 В), но обычно — 7,7–9,6 кВт (32–40 А).
DC: Supercharger V2 — 120 кВт; V3 (с 2019г.) — 250 кВт (большинство моделей Tesla); V4 (с 2023г.) — 350 кВт (Cybertruck); V5 (ожидается) – поддержка 500+ кВт и до 1 МВт в будущем (для грузовиков Semi).
Особенности:
Изначально использовался Tesla, но компания открыла стандарт для других автопроизводителей.
Ford, GM, Rivian, Volvo, Polestar, Nissan, Kia и другие производители переходят на стандарт NACS в своих электромобилях для рынка Северной Америке.
Перспективы:
Станет основным в США к 2026 году.
Tesla уже внедряет NACS-станции (Supercharger) в Европе (адаптированные под CCS2).
Тенденции и перспективы зарядных стандартов
- Доминирование стандарта зарядки CCS2 в Европе, но Tesla продвигает свой стандарт NACS.
- Победа NACS в США – с 2025 года большинство автопроизводителей перешли на него в своих электромобилях для рынка Северной Америке.
- Китай продолжит использовать разъем GB/T, но экспортные модели для Европы (в том числе и для Беларуси) имеют порт CCS2.
- CHAdeMO вымирает – Nissan перешел на CCS2/NACS.
- Рост мощностей: новые станции быстрой зарядки поддерживают 350–500 кВт, в перспективе – 900 кВт (GB/T DC) и 1 МВт (Tesla Supercharger).