JAC E30X: сильные и слабые стороны нового китайского электрокара

JAC E30X: сильные и слабые стороны нового китайского электрокара

Рынок новых автомобилей Беларуси регулярно пополняется электрическими моделями. Так, недавно официальный импортёр бренда JAC представил субкомпактный хетчбэк E30X. О том, на какой пробег хватает полной зарядки, о сильных и слабых относительно конкурентов сторонах, а также о выводах после теста в тысячу километров — читайте в материале av.by.

Прайсы, характеристики и первые впечатления

Электромобили JAC E30X ввозит в страну официальный импортёр — компания «Трансконсалт Сервис», а реализуется новинка через дилерскую сеть бренда. Прайсовая стоимость хетчбэка стартует от 63 900 BYN (примерно $19 200) за комплектацию Luxury 405. Топовое оснащение Flagship 505 обойдётся белорусскому покупателю уже в 69 900 BYN (около $21 000).

JAC E30X Беларусь

Помимо разницы в прейскурантах, обе версии электрокара отличаются ёмкостью тяговых батарей — для простоты восприятия запас хода (по циклу CLTC) отобразили в названии комплектации.

JAC E30X Беларусь

Стандартная литий-железо-фосфатная АКБ вмещает 41 кВт⋅ч — этого, по информации производителя, должно хватать на 405 км. Топовый аккумулятор на 51,5 кВт⋅ч рассчитан на пробег в 505 км. Для модели с младшей батареей предусмотрены китайские порты зарядки GB/T, а для «дальнобойной» версии – европейский CCS Combo 2. Хотя есть вероятность, что с 2025 года и начальная версия может получить такой разъем.

JAC E30X Беларусь
Китайские порты зарядки GB/T для медленной и быстрой зарядки

В подкапотном пространстве производитель предусмотрел петельку, которая разблокирует коннектор зарядки

JAC E30X Беларусь

На тест-драйв в редакцию попал экземпляр в базовом исполнении, то есть с 41-киловаттной тяговой батареей. В движение E30X приводится синхронным электродвигателем с постоянными магнитами. Его мощность — 100 кВт (136 л.с.), максимальный крутящий момент — 175 Нм.

JAC E30X Беларусь

А это система, отвечающая за обогрев и охлаждение тяговой батареи. Отмечается, что благодаря ей АКБ способна работать в мороз (до −30°C) эффективнее других электрокаров на 25%

JAC E30X Беларусь

Длина пятидверного хетчбэка E30X составляет 4 025 мм, ширина — 1 770 мм, высота — 1 560 мм, а размер колёсной базы достигает 2 620 мм. Снаряжённая масса — 1 365 кг. Электрокар сопоставим по габаритам с популярным BYD Dolphin и новым Dongfeng Box.

JAC E30X Беларусь

Экстерьер у JAC по-китайски мультяшный и обаятельный, во внешности угадываются черты и Mini Cooper и Fiat 500L. Несмотря на визуальное сходство с компакт-вэном, JAC E30X всё-таки относится к классу хетчбэков. Для ситикара электромобиль великоват (что хорошо), он имеет полноценные пять мест, пускай троим пассажирам сзади и будет тесновато.

Салон, оснащение и эргономика. Что внутри E30X?

Интерьер устроен ладно. Ощущается лёгким, но без запоминающихся ярких акцентов. В тестовом экземпляре комбинированная обивка, здесь сочетаются светлые и тёмные цвета. Находиться в таком салоне приятно, хотя голову не покидает вопрос, насколько это практичное решение: белая экокожа имеет способность пачкаться и затираться от верхней одежды. С другой стороны, конфигуратор производителя предлагает и другие расцветки.

JAC E30X Беларусь

Традиционно для «китайцев» кресла имеют короткие подушки, а вот профиль спинок удачный, в чём мы убедились за более чем 1 000 км тест-драйва. Потолок высокий — тоже безоговорочный бонус. Вкупе с панорамной крышей это визуально увеличивает общее пространство салона, вдобавок рослые автомобилисты получают запас пространства над головой.

JAC E30X Беларусь

На заднем ряду оборудованы места для трёх человек, на что в том числе намекает отсутствующий центральный подлокотник. Тем не менее на диване комфортно разместятся только двое взрослых.

Эргономика и практичность интерьера не вызвали претензий. В дверных картах — дополнительные ниши для хранения, на привычном месте — вместительный перчаточный ящик, а ещё один глубокий бардачок (охлаждаемый) скрыт под водительским подлокотником.

JAC E30X Беларусь

Зон для хранения различной мелочовки действительно хватает: даже смартфон можно расположить на двух площадках, одна из которых — с беспроводной зарядкой. Кстати, если гаджет водителя не поддерживает новомодную функцию, доступны два USB-порта спереди. Сзади — разъём для кабеля типа Type-C.

Главное место в салоне занимает мультимедийный центр, управляющий большей частью систем автомобиля. Перечислять их все не станем, а остановимся на наиболее интересных решениях.

JAC E30X Беларусь

К крайне удачным причислим турборежимы работы климатической установки: после их активации в течение 180 секунд происходит или быстрое охлаждение, или быстрый обогрев салона. Удобно! Признаемся, зачастую «Умную модель» отключали даже раньше таймера, так как свою задачу она выполняла с опережением графика.

JAC E30X Беларусь

Мы не впервые встречаем подрулевой селектор КПП: всё больше китайских моделей получают такой. Надо признать, это действительно удобно!

Подогрев и вентиляция возможны только для водительского кресла, пассажиры сзади лишены этих опций. На второй ряд сидений направлен отдельный дефлектор воздуховода.

JAC E30X Беларусь

Достойно упоминания то, что JAC E30X оснащён немалым списком систем активной безопасности: есть контроль слепых зон, предупреждение о выезде из полосы, функция экстренного торможения, ESC и другие ассистенты. «Подушек» — шесть: передние и боковые для водителя и пассажира, а также занавесочного типа. Непроста по методике испытаний C-NCAP безопасность электромобиля набрала максимальные пять звёзд.

Главный среди всех электронных помощников — высокоточный радар производства Huawei. Сообщается, что он способен распознавать препятствия (включая диких животных и, разумеется, автомобили) на расстоянии 200 метров.

JAC E30X Беларусь

Работа адаптивного «круиза» понравилась, чего не скажешь о функции у многих китайских «бюджетников». Поясню на примере следующей ситуации. Вы двигаетесь по кольцевой с разрешённой скоростью и безопасной дистанцией в два-три корпуса. И тут перед вашим авто встревает ещё один водитель — допустим, для перестроения. Что сделает система круиз-контроля в большинстве машин? Начнёт притормаживать, обнаружив помеху.

В JAC E30X радар собирает информацию в том числе о скорости движения появившегося объекта. Когда затормозят перед вами — затормозит и «Джак». Если скорость равна вашей или выше, резкой остановки не произойдёт, а значит, снижается риск удара от едущего сзади транспорта.

JAC E30X Беларусь
Apple CarPlay и Android Auto включены в начальную комплектацию

Если шумоизоляцию салона можно назвать неплохой, то акустическая система заслуживает критики. Прослушивание радио или музыки с сопряжённого смартфона большого удовольствия не доставляет… Громкой связи тоже бывает недостаточно даже на максимальном уровне, а звук, идущий через микрофон, невысокого качества, на что жаловались собеседники, с которыми пришлось использовать эту функцию.

Заявленная производителем ёмкость багажника JAC E30X — 300 литров. Поместится средних размеров сумка или чемодан, а также пара рюкзаков. Скромную вместительность отсека оправдывает наличие запасного колеса, чего не предлагают конкуренты, ограничиваясь ремкомплектами для устранения прокола шины.

JAC E30X Беларусь
Спинка задних сидений складывается раздельно в соотношении 60:40. Неплохая подстраховка случай перевозки более габаритного груза

Светодиодная оптика отлично справляется со своей функцией, освещая не только дорогу, но и обочину. Однако систему автоматического включения дальнего света мы предпочли не использовать. На трассах с разделительной полосой или отбойником электроника может не распознать встречный поток машин, особенно при повороте дороги. На просёлочной «двухполоске» датчики E30X не допускали ошибок.

Площадь стекла в крышке багажника достаточно большая, а «дворника» не предусмотрено. Зимой этот нюанс может напомнить о себе: обогрев справится со снегом, но не с грязью.

JAC E30X Беларусь

Когда понадобилось подлить омывайку, с удивлением отметили удобную конструкцию горловины бачка

Динамика и управляемость

Ездовой темперамент у электрического JAC флегматичный, и, хотя спортрежим скрадывает затрачиваемые на разгон доли секунд, принципиальной разницы между настройками не ощущается. Отметку в 100 км/ч хетчбэк берёт за 9,8 секунды. Субъективно — E2 и Dolphin от BYD заметно резвее (обладая меньшей мощностью) и доставляют этим больше удовольствия, однако тот же Dongfeng Box более задумчивый по сравнению с E30X.

JAC E30X Беларусь

Чем ещё богат JAC E30X? Обилием пользовательских настроек практически для каждой системы автомобиля. Большой вопрос, насколько оправдан такой ассортимент, но выбор всегда лучше его отсутствия.

Отрегулировать под себя можно режимы движения, рекуперации, чувствительность рулевого управления и даже педали тормоза. Мы же только повысили жёсткость ЭУР до «спортивной». При стандартных настройках «рулёжка» показалась недостаточно нечёткой.

JAC E30X Беларусь

Подвеска же, наоборот, излишне жёсткая: даже на относительно хорошей дороге ощущаются мелкие неровности и волны. Движение на крупной трассе и вовсе сопровождалось характерным «раскачиванием» кузова вперёд и назад. Вероятно, влияют небольшая длина колёсной базы и 17-дюймовые колёса (лучше использовать поменьше).

Сказ про то, как мы в Могилёв «на нуле» въезжали…

В один из дней тест-драйва нам с фотографом предстояло отправиться на съёмку в Могилёв. Наличие зарядок с портом GB/T проверили заранее и по маршруту их не оказалось. Зато была ЭЗС с медленным коннектором Type 2 (в 64 км от пункта назначения), что вселяло уверенность, мол, подзарядимся и доедем. Столицу покидали с 87% энергии на «приборке». Спойлер: без приключений не обошлось.

JAC E30X Беларусь

«Подстраховочная» зарядная станция, куда мы прибыли с остатком 20%, отказалась подавать электрический ток нашему электрокару через порт Type 2. Ругалась не то на переходник, не то на сам автомобиль. Операторы кол-центра удалённо перезагрузили «столбик», однако это не помогло. Считая, что проблема связана именно со станцией, мы переехали на противоположную сторону дороги… сделав крюк 13 км для разворота! Как уже догадался наш читатель, это оказалось роковой ошибкой.

На первый чекпойнт мы вернулись, когда на приборной панели отображались 14%. Логика и здравый смысл подсказывали, что попасть в Могилёв без эвакуатора не получится, но было решено попробовать: станем катиться, пока позволяет заряд, — дешевле обойдётся вызов помощи. Бортовой компьютер прогнозировал 57 км, а реальный остаток пути составлял 64 км.

Трудно поверить — получилось! Двигаясь со скоростью 40-45 км/ч, дотянули-таки до окраины города, где на парковке торгового центра располагалась ЭЗС с коннектором GB/T. Жаль, это был ещё не финал…

JAC E30X Беларусь

До Могилёва мы добрались с остатком в 1%. Правда, и в этот раз «заправить» электрокар энергией не вышло: за время нашего пути находящуюся на окраине города станцию «Маланки» с таким нужным портом GB/T перевели в сервисный режим. Она не работала. Когда конкретно её вернут в эксплуатацию, сообщить не смогли.

Стиснув зубы, преодолели ещё 8 км до следующей ЭЗС, к которой подъезжали буквально «на нуле» (последний километр). Нас спасло то, что в городском потоке активнее задействовалась система рекуперации энергии, то есть при торможении двигателем электрокар восполнял запас батареи, а не расходовал.

Уже после мы подсчитали: с момента получения JAC E30X у представителей импортёра проехали 265 км, а разрядили батарею с 95 до 0%. Энергопотеря существенная. Предположу, она связана с низкой аэродинамикой кузова. Как мы уже не раз убеждались, даже встречный ветер серьёзно влияет на расход электромобиля. Между тем скорость по пути на восток Беларуси не превышала 106 км/ч.

JAC E30X Беларусь

Не желая повторять горький опыт, на обратной дороге мы выставили на «круизе» 90 км/ч, снизили яркость всех экранов до минимального уровня, а также отключили климат-контроль. Целью было не только добраться без приключений, но и понять реальный расход JAC E30X в трассовом цикле.

Выезжали из Могилёва с остатком 86%, а на въезде в Минск (после 200 км пути) в резерве было 14% энергии. Нехитрыми расчётами получаем средний расход от 14 до 15 киловатт на «сотню». В целом адекватные для трассового цикла электрокара показатели.

Разумеется, в рамках городского цикла потребление энергии у JAC E30X существенно меньше. За время тест-драйва поездок по узким улочкам и светофорам насобиралось на 100-110 км, а средний расход в городском цикле держался в пределах 8,5-10,5 киловатт. Педаль тормоза при этом практически не использовалась, благодаря применению режима рекуперации (торможения двигателем для восполнения заряда АКБ).

За двое суток тест-драйва JAC E30X мы преодолели 1076 километров, что немало. Включая проведённую импортёром зарядку (до 95% или около 38-39 кВт), за этот пробег было затрачено порядка 170-172 киловатт энергии. Сколько это в белорусских рублях? Отвечаем: 94-96 BYN, или 8,5-8,9 рубля на 100 км. Да, двигались небыстро, учитывая регулярные подзарядки, зато выгодно!


Подведём итоги: так какое же впечатление о E30X сложилось после тест-драйва? Неоднозначное. На данный момент электрокар проигрывает конкурентам по ряду показателей. К примеру, Dongfeng Box он уступает в цене; ввозимому «серыми» путями BYD Dolphin — по энергоэффективности и реальному запасу хода. При этом новичок не лишён сильных сторон, при помощи которых он опережает своих одноклассников.

JAC E30X Беларусь

В первую очередь — достойное оснащение предусмотрено уже в базовой комплектации: есть адаптивный круиз-контроль, подогревы и вентиляция водительского сиденья, автономная система отопления и охлаждения тяговой батареи, датчики слепых зон, круговые камеры и многое другое. Apple CarPlay и Android Auto — тоже. Ещё один немаловажный аргумент — гарантия. Дилеры дают 8 лет на тяговую батарею электрокара, 6 лет или 150 тыс. км на основные узлы и механизмы.

Строить предположения о перспективах модели на рынке не будем, ведь рублём всегда голосует потребитель, а не журналисты. На наш взгляд, своего места в ассортименте компактных «электричек» JAC E30X заслуживает.

Читать полностью на av.by
Ян Богданович, фотограф Алиса Зацаринная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Каталог компаний

  • Автосалон Silver Auto
    г. Минск, ул. Домбровская, 10
  • ЭкоЭн Установка зарядных станций
    г. Минск, ул. Притыцкого, 62, корп. 13
  • Акватехника Зарядные устройства для электромобилей
    г. Минск, Долгиновский тракт, 50, пом. 1Н
  • AUTOCAPITAL BYDmotors
    г. Минск, пр. Победителей, 108
  • Тавита Wuling
    Гродненский р-н, д. Новая Гожа, 8